173001, Великий Новгород, ул.Великая, д.8
Версии:
8-800-2000-122
Главная » Для родителей » Системный взгляд на проблему воспитания и обучения ребенка

Системный взгляд на проблему воспитания и обучения ребенка

Не смотря на то, что мы живем в 21 веке и обладаем высокими технологиями, раз за разом при работе с «трудными» семьями и детьми сталкиваемся с очень старыми проблемами:  сложности воспитания, трудности обучения, груз  тяжелых семейных взаимоотношений.  Достаточно часто психолог, работающий с ребенком по программе коррекции, рано или поздно сталкивается с проблемой  обесценивания результатов работы.  Специалист смотрит на ребенка и видит его возврат к тому, от чего они вместе долгое время пытались уйти.  В таком случае можно обратиться к профессиональной  компетентности психолога и долго разбирать ошибки специалиста.  Другой вариант - задать вопрос о причинах, лежащих в более раннем возрасте ребенка, о тех причинах, которые находятся вне досягаемости специалиста, а зачастую и самого ребенка. 

Работая с трудными детьми, как правило, мы сталкиваемся с определенным набором отклонений в  поведении. Задавая вопрос о возможных причинах формирования такого поведения, можно получить практически однозначный ответ: семья и вопросы  воспитания.  Если опираться на системный подход, можно выработать оптимальный способ  работы с ребенком при участии всей семьи.

Концепция системного подхода в работе психолога:

  • Каждый человек принадлежит какой-то системе.
  • Первая система – родительская (родовая), которая определяет «фундамент» будущей жизни.
  • Каждая система находится в еще большей системе.
  • Главная цель любой системы – сохранение баланса «брать – давать»
  • Симптом (проблемное поведение) является для системы инструментом выравнивания баланса

Как дерево не выбирает, где расти, и на просторе поля развивается иначе, чем в лесу, а в защищенной долине иначе, чем на голой вершине, так и ребенок без вопросов и сомнений входит в свою первую группу и связывается с ней с большой силой и постоянством. Эта связь воспринимается ребенком как любовь и счастье, вне зависимости от того, предоставит ли ему эта группа все условия для развития или не предоставит никаких, и вне зависимости от того, кто и что его родители.  Ребенок знает, что тут он свой, а это подсознательное знание дает ему уверенность и силу. Эта связь настолько глубока, что ради нее ребенок готов пожертвовать даже своей жизнью и счастьем.   Зная силу и глубину данной связи ребенка с семьей можно понять, как ребенок «берет»  у своих родителей.  И вот тут встает вопрос: Что «берет» ребенок у родителей, родившись в «трудной» семье?  Понимая, что « не брать»  он не может, особенно первые 6 лет развития и, учитывая генетическую наследственность, специалист «упирается  в стену» трудного поведения ребенка. Необходимо сказать и об особенностях процесса обучения таких детей.  Сложность восприятия учебной информации ребенком обусловлена тем, что практически всё его внимание занято  «решением» родительских «проблем». И пока он не осознает, что это не его «забота», сосредоточить свое внимание на учебе ему крайне сложно.

Следовательно,  чтобы помочь  такому ребенку, надо обратиться к его семейному опыту.  Для более эффективной работы с проблемами семейных  и личностных взаимоотношений  хорошо подходит метод системных семейных расстановок.   Это вид терапии, поначалу считавшийся краткосрочным,  со временем стал использоваться специалистами в тандеме с другими видами  психологической работы и стал более продолжительным. 

Системные расстановки – это форма психосоциальной интервенции, применяемой в системной практике и в контексте психотерапии, консультаций по организации труда или в педагогике.

В основе метода лежат такие известные и признанные во всем мире психотерапевтические концепции, как: 

Анализ жизненных сценариев (скрипт-анализ) Эрика Берна; Первичная терапия Артура Янова; Семейная скульптура Вирджинии Сатир; Групповая динамика Курта Левина; Концепция уравновешивания (давать-брать) Ивана Бузормени-Надя; Классическая семейная терапия Мары-Сельвини Паллацолли, Хельма Штирлина; Гипнотерапия Милтона Эриксона; Провокативная терапия Френка Фаррелли.

Элементы расстановочной практики можно также использовать в других видах психотерапевтической работы.  Метафорические карты позволяют мягко и аккуратно прикоснуться к наиболее болезненным темам в жизни ребенка,  избегая ретравматизации.  Метафора позволяет  проникать на глубокие уровни подсознательных процессов психики детей и реконструировать  события,  приведшие к травме.  Осознание  некоторых важных связей в семейных взаимоотношениях и их ролевой принадлежности  помогают  осознано  отказываться от  социально-неприемлемых навыков. Сказкотерапия  также не имеет противопоказаний к использованию в работе с детьми.  Легко воспринимаемая она уникальна тем, что ребёнок  является непосредственным «творцом» своей «истории», своей  «сказки».  Сочинительство помогает  детям оказаться в пространстве без ограничений и почувствовать свои зоны ответственности и последствия своего выбора в безопасном режиме.  В результате меняется отношение к событиям в реальной жизни, происходит  осознание своей роли в семье и сообществе и освобождается внимание для более эффективного обучения. 

Автор: Светлана Николаевна Пушкарева, психолог  ОАУСО «НЦСПСиД»


Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *